Доклад по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда Государственной инспекции труда во Владимирской области

13.04.2018

Нормы трудового права, соблюдение которых является непосредственным предметом рассматриваемого федерального государственного надзора, содержатся в многообразных правовых источниках, виды которых перечислены в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

До настоящего времени в соответствии со статьей 423 ТК РФ на территории Российской Федерации продолжает действовать ряд нормативных правовых актов, утвержденных органами власти СССР, как из-за отсутствия нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствующих новой общественно-экономической системе, так и из-за неполноты последних.

Несмотря на значительное количество и многообразие источников трудового права, правильное их применение во многом может быть обеспечено знанием основных положений трудового законодательства, содержащихся в ТК РФ и иных федеральных законах, содержащих нормы трудового права.

В системе источников трудового права действует принцип не ухудшения положения работника: каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральному законодательству; локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями; коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (статьи 6 – 9 ТК РФ).

Что касается содержательной части трудового законодательства, то проблемами, оказывающими негативное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, и существенно ограничивающими возможность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также оперативно находить и правильно применять необходимые нормы права, являются:

отсутствие должной систематизации трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;

неопределенность правового регулирования, вызванная наличием в трудовом праве пробелов и коллизий, а также отсутствием подкрепления отдельных норм ТК РФ.

В целях обобщения и анализа правоприменительной практики в 2016 году Рострудом был издан приказ от 14.11.2016 № 460
«Об установлении порядка сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций».

Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда, расследования несчастных случаев

Государственной инспекцией труда во Владимирской области в I квартале 2018 года в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 320 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом количество проверок проведенных во внеплановом порядке – 295 проверки, из которых 92.6% были обусловлены жалобами и обращениями граждан.

Рост внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав. Большую роль играет качественное изменение уровня информационной открытости деятельности федеральной инспекции труда, которой способствует появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжается тенденция снижения доли плановых проверок.

Анализ поступивших в Государственную инспекцию труда 1459 обращений граждан в I квартале 2018 года по вопросам нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, позволяет установить наиболее актуальные вопросы, которые возникают при применении работодателями трудового законодательства, это:

- вопросы оплаты труда - 446 обращений;

- вопросы оформления и расторжения трудовых договоров – 299 обращений;

- вопросы, связанные с охраной труда – 148 обращений.

В ходе проведенных в I квартале 2018 году всех надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено 354 нарушения трудового законодательства.

Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за текущий период 2018 года позволяет сделать вывод о том, что наиболее частые нарушения допускаются работодателями по вопросам:

ü оплаты и нормирования труда – 74 нарушений,

ü по оформлению трудовых отношений – 67 нарушение,

ü по охране труда – 168 нарушение.

Оплата труда

Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными нарушениями являются:

· выплата заработной платы реже, чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ);

· оплата отпуска производится позднее, чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ);

· несвоевременная выплата всех сумм, причитающихся работнику при увольнении (ст. 140 ТК РФ);

· не оплачивается в повышенном размере работа в ночное время, выходные и праздничные дни (ст. ст. 153, 154 ТК РФ).

Легализация трудовых отношений

Результаты надзорной деятельности государственных инспекций труда в I квартале 2018 года также свидетельствуют о том, что наиболее частыми нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями, продолжает оставаться и ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками либо уклонение от их оформления совсем.

Так, Государственной инспекцией труда была организована работа по организации и проведению внеплановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в хозяйствующих субъектах, в целях легализации трудовых отношений.

За текущий период 2018 года оформлено более 64 ранее не заключенных с работниками трудовых договоров в письменной форме. Надзорная практика последних лет свидетельствует о достаточно большом количестве обращений граждан в Государственную инспекцию труда во Владимирской области в целях защиты нарушенных трудовых прав.

Трудовой договор

Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:

· статьи 57 ТК РФ:

- отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.;

- внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;

- включение в заключаемые с работниками трудовые договора условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условия о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя, за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию;

· части 2 статьи 58 ТК РФ (заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований);

· статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника);

· статьи 79 ТК РФ (расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора);

· статей 86, 87 ТК РФ (отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников);

· статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте);

· статьи 180 ТК РФ (уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора).

Гражданско-правовые договоры

В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда. Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т. д.

В связи с тем, что должностное лицо Государственной инспекции труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник вынужден обращаться в суд.

Основные вопросы, с которыми работники обращаются в суд, связаны, в основном, с восстановлением на работе по причине незаконного увольнения по инициативе работодателя, а также с целью установления факта трудовых отношений и с целью обязать работодателя оформить трудовых отношения в соответствии с действующим законодательством.

Охрана труда и несчастные случаи

В I квартале 2018 года Государственной инспекцией труда продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части охраны труда.

Из общего количества выявленных нарушений (354) было выявлено 21 нарушение по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Одним из основных методов снижения уровня производственного травматизма является осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда в организациях, обеспечение максимального охвата проверяемых предприятий.

Так, по оперативным данным в текущем периоде 2018 года Государственной инспекцией труда во Владимирской области было зарегистрировано 18 несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности, с наибольшей численностью травмированных в I квартале 2018 года вошли такие виды экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспорт, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых.

Неудовлетворительная организация производства работ выражается, прежде всего, в несогласованности выполнения работ, в применении опасных приемов, в нарушении правил охраны труда при эксплуатации оборудования. Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда наблюдались в тех предприятиях, где практически не использовался опыт квалифицированных работников и специалистов, а также формально, в общем виде, проводился инструктаж по охране труда на рабочих местах. Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, как правило, сводились к тому, что работающие допускали неоправданное сокращение технологических операций и другие действия для ускорения своей работы. В отдельных случаях, имели место случаи выхода на работу в состоянии алкогольного опьянения, причем работодатель не применяет мер по отстранению работников появившихся в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, высокий уровень смертности от организационных причин вызван низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля за работниками.

Для повышения эффективности мониторинга уровня производственного травматизма утвержден приказ Роструда от 05.12.2016
№ 494 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактики в Российской Федерации», в соответствии с которым проводится полугодовой анализ производственного травматизма в Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда

В I квартале 2018 года Гострудинспекцией было выявлено 27 нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах.

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в текущем периоде 2018 года при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:

· непроведение работодателями СОУТ;

· недоведение результатов СОУТ до сведения работников;

В соответствии с пунктом 37 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р были проанализированы обязательные требования в сфере обеспечения безопасных условий труда.

Проведенный анализ обязательных требований по вопросам обеспечения безопасных условий труда, установленных отдельными федеральными законами (в том числе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации) и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, свидетельствует, что они содержат аналогичные общие обязательные требования по обеспечению безопасности условий труда на рабочем месте, которые содержатся в ТК РФ и иных нормативных правовых актах по охране труда.

Меры административной ответственности

В I квартале 2018 года уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда были наложены денежные штрафы на общую сумму 4218,0 тыс. рублей.

Госинспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафов на 219 виновных лиц, в том числе, - на 145 должностных лиц, на 25 лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на 21 юридическое лицо.

По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами федеральной инспекции труда, судами были приняты 1 решение о привлечении к административной ответственности должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица в связи с воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа надзора (ч. 1,2,3 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

На протяжении длительного времени в соответствии со статьями 25.1-25.11 КоАП РФ должностные лица федеральной инспекции труда, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях в судебных органах, а значит – фактически лишены права участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства. При этом сложилась устойчивая практика рассмотрения мировыми судьями дел об административных правонарушениях только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Также КоАП РФ не предусматривает обязанности судебных органов извещать должностных лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях, о дне рассмотрения дел об административном правонарушении. В связи с этим лица, составившие протоколы об административных правонарушениях, фактически лишены возможности поддержать в суде свою позицию, в результате чего мировыми судьями нередко принимаются постановления об отказе в привлечении виновных должностных лиц без достаточных к тому оснований.

Анализ нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций

В рамках анализа нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, а также по совершенствованию трудового законодательства и практике его применения представлены предложения об их инкорпорации в законодательство Российской Федерации. Отмечено, что систематизацию необходимо провести относительно Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30 апреля 1930 г. № 169.

Заявленные законодательные инициативы были направлены на рассмотрение вопросов: о признании предписаний государственных инспекций труда об устранении нарушений трудового законодательства одним из видов исполнительных документов; о введении солидарной административной и уголовной ответственности учредителей юридических лиц наряду с должностными лицами за нарушение трудового законодательства; о введении ограничений при регистрации новых юридических лиц, учредители которых уже имеют юридические лица с задолженностью по заработной плате; о внесении изменений в КоАП РФ в части установления градаций размеров административных штрафов на юридических лиц в зависимости от суммы годового дохода юридического лица; о внесении изменений в ст. 50 Трудового кодекса Российской Федерации путем исключения из нормы позиции, определяющий уведомительный порядок регистрации коллективных договоров, соглашений и закрепления условия регистрации, носящего обязательный характер. Исключения положения о вступлении коллективного договора, соглашения в силу не зависимо от факта их уведомительной регистрации.

Судебная практика

Проводя анализ судебной практики за I квартал 2018 года можно позволяет выделить следующие проблемы:

Суды по жалобам на предписания Государственных инспекций труда, в которых указано на возможное наличие индивидуального трудового спора между работником и работодателем, не рассматривая по существу вопрос об обращении работника в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не выясняя очевидность вменяемых в вину работодателю правонарушений, отменяют предписания государственных инспекторов труда только по тому основанию, что судом обнаружены признаки индивидуального трудового спора

Применение ст. 2.9, ч.ч. 3.2, 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ суды применяют малозначительность, а также снижают размер штрафа ниже низшего предела в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.